elen_koshh (elen_koshh) wrote,
elen_koshh
elen_koshh

Миланский эдикт.

«Среди прочего полезного мы решили издать постановление, которое поддерживало бы страх Божий и благоговение…»

В 2013 году исполняется 1700 лет важному для истории христианства документу, известному как Миланский эдикт. Этот документ открыл новую страницу, не только изменив положение христианства в Римской империи, но и повлиявший на историю христианства как религии.
В 313 году, Миланский эдикт означал конец гонений и открытое исповедание своей веры для христиан. Для христианской церкви – начало официального и безбоязненного существования как религиозного института.
Чтобы понять значимость этого документа, следует вспомнить, что Римская империя почти триста лет подвергала гонению последователей христианской веры. Причины были разными, несмотря на то, что Рим достаточно терпимо относился к различным религиям. Более того, если культ был известным, а поклонение имело давнюю традицию – то этот культ мог быть присоединен к римскому языческому пантеону. Главными в пантеоне были боги, которые патронировали Риму и императорам. Сторонники любой новой религии, которая появлялась на территории огромной римской империи, были обязаны испросить разрешение у власти на исполнение обрядов. Власть же, в свою очередь, рассмотрев прошение, могла подкорректировать что-либо на свое усмотрение, а также предписать, как именно следует исполнять поклонение новому божеству, какие жертвы приносить, и, что самое главное, добавлялось условие, которое категорически не подходило христианам – помимо своего божества, полагалось почитать покровителя Рима.
Пришедшая из Иерусалима горстка христиан первоначально рассматривалась властью как секта иудеев. Официально христианство не было разрешено, по вышеописанным причинам. Поэтому службы велись на страх и риск самих христиан, количество которых все увеличивалось И это не могло не вызывать серьезное беспокойство правителей империи. К тому же, христианами все чаще становились граждане государства.
В римской империи религиозный вопрос равнялся идеологическому, и исполнение обрядов официальной религии, являлось долгом каждого гражданина. Логика была простой: государство заботится о гражданах, охраняет, воспитывает, а граждане, в свою очередь, молятся и приносят жертвы богам о процветании государства. В разные времена государственный надзор за религиозным обликом граждан то усиливался, то ослабевал. Но он всегда существовал.
Когда граждане просили богов о чем-то конкретном для себя и империи – это заслуживало одобрения. Христиане же отличались от остальных не только поведением – по свидетельству современников они старались вести жизнь простую, нравственную и благочестивую. Христиане отличались в главном – своей верой. Она была непонятна и вызывала страх, беспокойство, хотя бы потому что Божественная власть признавалась выше земной. Кроме того, христиане требовали свободы вероисповедания, то есть нарушался государственный контроль за религиозной деятельностью граждан. А это уже вызывало подозрения и домыслы.
Нельзя сказать, что все триста лет христиане постоянно терпели притеснения и мучения. На огромной территории Римской империи отношение к христианам во многом определялось правителем территории, на которой жили общины, и от ситуации внутри империи в целом.
Гонения были случайные и систематические, но преследование христиан носило сознательный характер. Именно в эти времена императоры издавали указы, согласно которым христианские общества становились незаконны, как например, при императоре Траяне. Тогда христианские общины приравнивались к незаконным тайным обществам, с которыми государство боролось.
Принадлежность к христианству проверялась просто: подозреваемого просили принести жертву в честь Гения императора или иного божества. Как правило, христиане отказывались и нередко принимали мученическую смерть. Их стойкость, согласно житиям святых, приводила к тому, что сами мучители или свидетели расправы обращались в христианство.
Хотя были случаи, когда люди из страха или иных причин, отказывались от своей веры и соглашались совершать жертвоприношения.
Несмотря на все препятствия, сторонников новой религии становилось все больше, и перед последним гонением христиан, при императоре Диоклетиане, христианство исповедовали уже при дворе императора.
Так, что же представлял из себя Миланский эдикт? Почему исследователи придают ему такое значение? Ведь это не первый документ, облегчающий жизнь христиан - взять хотя бы, предшествующий указ императора Галерия, написанным им в 311 году. Смертельно больной император, издает указ, согласно которому, прекращались преследования христиан, им разрешалось исповедовать свою религию и строить дома для богослужебных собраний. После издания указа, христиан стали выпускать из темниц, освобождать от принудительных работ, к которым они были приговорены. Историк Евсевий описывает всеобщее ликование и радость, с которым был встречен этот указ.
Тогда почему же, принятый через два года, Миланский эдикт, по своему значению превосходит указ императора Галерия?
Чтобы понять это, следует процитировать несколько ключевых моментов эдикта:
1. Провозглашается свобода вероисповедания. Причем христианство выделено отдельно: «Среди прочего полезного мы решили издать постановление, которое поддерживало бы страх Божий и благоговение, в том числе даровать и христианам, и всем свободно, по своему собственному желанию выбирать веру, дабы Небесное Божество, каковым бы Оно ни было, относилось благосклонно и к нам, и к подданным нашим».
2. Далее следует официальное разрешение не просто исповедовать религию, но совершать богослужения, согласно своим, установленным правилам: «Отныне всякий, свободно и просто выбравший христианскую веру, может соблюдать ее без какой бы то ни было помехи. Мы решили обстоятельно изъяснить это твоей попечительности, дабы ты знал, что мы даровали христианам полное право совершать богослужение».
3. Возврат без всякого выкупа ранее конфискованного имущества и зданий храмов: «Кроме того, касательно христиан мы постановляем следующее: если места, в которых они раньше собирались и о которых в прежде присланной твоей чести грамоте предписано совершенно иначе, куплены у нашей казны или у кого-либо, то пусть их вернут христианам безвозмездно, без возврата заплаченной за них суммы, немедленно и беспрекословно».
То есть автор Миланского эдикта не просто провозглашает свободу
вероисповедания на территории Римской империи. К выполнению указа подключается государство – возвращая материальные ценности и здания. А этот факт уже говорит непосредственно о государственном патронаже религии.
Но, что более важно, Миланский эдикт закрепляет вышеописанные положения юридически, придавая им силу закона. Самим фактом издания подобного указа, демонстрируя свою лояльность по отношению к христианству. Более того, выделяя христианство, власть дала понять - эта религия становится не просто легальной, а принимает статус главенствующей религии среди остальных.
Был еще один немаловажный момент. Принятие Миланского эдикта связывают с именем Константина Великого. Это не совсем так. По факту, Миланский эдикт был написан и подписан двумя соправителями – Константином и Лицинием. Однако, в нем изложены взгляды и убеждения Константина. Поэтому авторство документа приписывают именно ему. После подписания эдикта, в провинции были разосланы циркуляры, где излагались основные моменты документа.
По существу Миланский эдикт можно назвать началом масштабной религиозной реформы, связанной далее с именем императора Константина, или, иначе, согласно церковной традиции святым равноапостольным Константином Великим – христианская церковь канонизировала Константина, высоко оценив его деяния.
Поэтому, следует остановиться на личности императора Константина Великого. Церковная традиция во многом его идеализировала. На самом деле, Константин был жестким политиком, иначе ему не удалось бы даже выжить.
Константин был сыном Констанция Хлора и Елены. Август Констанций Хлор по отношению к христианам проводил политику терпимости, хотя сам исповедовал язычество. Мать Константина, Елена, рисуется набожной женщиной. Достаточно вспомнить ее паломничество в Святую Землю, где она, согласно легенде, нашла крест, на котором был распят Иисус Христос. Фрагмент Святого Креста она забрала в Рим в свой дворец, а гвозди переплавила и велела вмонтировать в шлем сына.
Константин более десяти лет жил при дворе императора Диоклетиана в Никомидии в качестве заложника. Скорее всего, именно там он имел возможность познакомиться с христианством. Там же Константин прошел школу дворцовых нравов и интриг. Когда к власти пришел император Галерия, преемник Диоклетиана, Константин сбежал из дворца. Дальнейший жизненный путь Константина представляет собой борьбу за власть и звание императора.
Константин стяжал славу талантливого полководца. Литература описывает один из этапов продвижения Константина к власти – битву на Мульвийском мосту в 312 году, где меньшее по количеству войско Константина одержало победу над соперником – Максецием. Как описывают библиографы и историки, перед битвой Константину было видение в виде креста на небе и в окружении надписи «Сим победишь». В бой Константин шел с символом христианства – крестом на знаменах, и свершилось чудо – опытный полководец Максеций совершил стратегическую ошибку, заняв неудобную для себя позицию, чем и воспользовался Константин, одержав победу. Эта победа в дальнейшем привела Константина к власти. И, как считают исследователи – убедила в правильности выбора христианства, как ведущей религии государства.
Новшество Константина заключалось в том, что, вопреки своим предшественникам он не стал делать ставку на традиционное язычество, реанимируя его и присоединяя новых богов к пантеону. Константин совершает переворот в сознании граждан, последовательно возвышая новую, относительно молодую религию, именно в тот момент, когда число последователей не так многочисленно. И первым его шагом стал Миланский эдикт. Далее Константин, уже в статусе императора, пристально следил за положением дел в христианской церкви, присутствовал на церковных соборах, принимая участие в борьбе с ересями и расколом.
Таким образом, принятие Миланского эдикта стало определенной ступенью в этапе взросления и становления не только христианства как религии, но и Константина Великого.

Использованная литература.
1. Лебедев А.П. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом. СПб. 2003.
2. Александр Кравчук. Галерея римских императоров. Доминат. М. 2011.
3. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М. 1954.
4. Бриллиантов А.И. Император Константин Великий и Миланский эдикт 313 года. Христианские чтения. №2. СПбПДА. 2009.
5. Михаил Поснов. История христианской Церкви(до разделения Церквей в 1054 году). М. 2005.
Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments